Записки русского монаха об Индийской Ананда Пуне

Индийский дневник (1)

Фантастический ретрит 8—10 июля 2016 года
 
Это был первый национальный криябанский ретрит в ашраме Ананда Пуны.

Приехало больше 50 человек из Пуны, Мумбаи, Ченнаи, Дели. Никогда у меня ещё не было такого вдохновения и энтузиазма, несмотря на шквальный ветер и проливной дождь с ночи. А непрерывные дожди начались ещё с 28 июня.

Приятно было смотреть на счастливых и сплоченных людей разных возрастов. Великолепные ведущие, духовные директора Ананда Индии, Джайя и Дьяна заряжали нас энергией и духовным энтузиазмом (учитывая погоду). Дьяна необычайно интересно рассказала про махамудру, про все её тонкости и о полезности для практики крии — я, по сути, заново открыл для себя махамудру. (Еще она для вдохновения привезла камень из пещеры Бабаджи.)

Много было сказано вдохновляющего об отношении и настрое к гуру, учениям, что очень важно на духовном пути. Дхарана подробно разъяснил принципы, на которых основаны все мудры, и, в частности, кечари. Я, словно, впервые получил крию — так было познавательно и вдохновенно.

Было очень полезно обновить знания, услышать что-то новое или по-новому, зарядиться вдохновением и проверить свои навыки у криячарий. Очень полезно бывать на крия-инициациях. 
 
В субботу освятили ещё строящийся храм всех религий. В июне залили крышу. Это было третье освящение после фундамента и крыши. Уже говорят о ежегодных ретритах, и следующем таком ретрите в новом храме, и что хорошей идеей будет проводить в ашраме секлюжен-ретриты, учитывая что монастырь переедет в Пуну и освободятся домики и место, удобное для уединения. В начале июня здесь традиционно проходил монашеский секлюжен-ретрит. Было очень вдохновенно в небольшой компании. 
 
Все прошло замечательно, так как мы готовились тщательно, ожидая 100 человек. Но, вероятно, из-за погоды не все решились. Я чистил и мыл квартиры до блеска, так как меня почему-то признали экспертом по чистоте (видимо, по чистоте и порядку в моей комнате и тому, как я вычистил монастырь), другие ремонтировали и оснащали жильё всем необходимым. 
 
По московским меркам здесь сейчас осень; лето — с марта по июнь. Из-за непрерывных дождей в монастыре образовалось два водопада — красивое зрелище. На окружающих горах тоже видны или слышны многочисленные водопады — навевает какие-то воспоминания.

Так как низлежащая долина образует с горами что-то вроде стадиона, то звук всех водопадов слышен как шум на стадионе. А по утрам этот шум, сливаясь с трескучим оркестром лягушек, превращается в рокот трактора. Все крестьянские наделы в долине залиты водой, и там уже зеленеет рис.

С высоты монастыря это выглядит красиво. К слову сказать, уже через несколько дней после начала дождей все резко стало ярко зелёным: деревья, много новой травы и позеленевшие окружающие горы. Красиво смотрятся низко плывущие над вершинами тучи. Дождевые облака ассоциируются с вагонами, наполненными водой: приезжает очередной поезд, выливает воду, перерыв, едет следующий, и так до бесконечности. Кажется, что туман идёт, а на самом деле — это стена воды. 
 
По сравнению с этим, предыдущие годы, как говорят, были сухими, а в этом году «тяжелый» и хороший монсун: низкие и тяжелые дождевые тучи, ветер и ни одного солнечного дня, хотя тепло — 23–26 градусов.

Поэтому, в новостях можно ожидать много сообщений о наводнениях и оползнях (если, конечно, везде такое водное безумие). К счастью, комары только на кухне ашрама, в застойных и низинных местах, куда все стекает с гор, а в проточных, как монастырь, их нет. Монастырь метров на 5 выше ашрама, а ашрам выше, чем долина.

Местные говорят, что именно в этой местности дожди могут непрерывно лить, как сейчас, месяца 3—4. Тут ведь дилемма встаёт: много дождей — повышенная влажность, нет солнца, повышенное ощущение холода, почти нет насекомых, минимум комаров, и нет всякой нечисти типа змей. С другой стороны, больше солнца и тепла — много всяких мерзких насекомых и комаров. Поэтому, я — за дожди; через огонь я уже прошёл, осталась вода. Переплывем как-нибудь. 
 
В этом году из-за ранних дождей манго было мало.

Манго — самый вкусный фрукт на земле. На территории ашрама много манговых деревьев, но не каждое дерево может плодоносить, и даже не любая ветка, и даже не любая часть ветки. В 2012-м здесь было манговое безумие. Самый вкусный и сладкий сорт — альфонсо (оранжево-желтого цвета). (Сезон манго — в июне.)
 
Я живу в монастыре почти один (Сагара вижу примерно раз в неделю) — тишина и уединение — никого больше. Если не считать национальных и местных особенностей, живу просто шикарно.

Каждый день работаю, иначе можно со скуки сдохнуть. Работа позволяет поддерживать физическую форму, делать что-то полезное для ашрама, и время быстрей проходит. А в этой сырости, в которой мне ещё жить до сентября, хочется просто исчезнуть с этого места. 

Сергей М.
Записки русского монаха из Индии (Сергей М.)
Индийский дневник (2)

Крия-субботник 23 июля 2016

В те далекие, уже канувшие в вечность коммунистические годы, наши люди тоже практиковали севу. Тогда это называлось коммунистический субботник. 

И вот, в очередную субботу, утром, когда я решил начать убирать территорию с мандира Бабаджи, я заметил группу людей, подметающих пол в ещё строящемся храме. Вроде, не строители и не местные. Оказывается из Пуны приехало анандовцев человек 30 на «субботник» во главе с Амолом, чтобы освятить начало кладки стен нового храма. До этого был залит каркас: опоры и крыша. Так неожиданно для меня случился крия-субботник. (Это я так его для себя назвал.)

Мы очистили часть пространства внутри и снаружи от строительного мусора, разбросанные стройматериалы сложили в одно место, переложили кирпичи под крышу, почистили пол и молитвой и чантами освятили строительство стен. Я и все, кто хотел, положили в стену по кирпичу. Так что мой кирпич в основании храма останется там навечно. Самое начало работ «подмочил» небольшой дождик, но мы ещё больше зарядились энтузиазмом и с большим весельем и энергией продолжили работать. Дождь быстро кончился и стало сухо и тепло; общая интенсивность дождей начала снижаться, по крайней мере на время, и возвращается шум птиц и природы.

Мы закончили к обеду и все вместе пошли на кухню. А когда много людей, то и еды делают больше, и больше вероятности съесть чего-нибудь вкусненького. 

Помимо храма, другие части ашрама тоже развиваются. Так этим летом был нарезан двухъярусный сад, расположившийся слева на повороте, если идти сверху к мандиру Бабаджи.

В одной части растут манговые деревья, на другой — овощные грядки. И, возможно, в следующем году будут свои овощи, ну а манго с новых деревьев придётся ждать годы.

Остальная территория тоже как-то облагораживается и изменяется, но учитывая индийский ритм жизни, наверное, пройдёт лет двадцать, прежде чем все станет «идеально».

Возможно, храм и станет тем магнитом, что будет притягивать больше людей и средств, которые ускорят развитие этого замечательного места. 

Так как из Пуны до ашрама минут 40—50 езды по горной дороге, то Ананда группа Пуны иногда собирается в ашраме на какое-нибудь событие, и в частности на освящение очередного этапа строительства храма. Это очень сплачивает людей, как единомышленников, так и друзей. Все с большим энтузиазмом и надеждой ждут открытие храма.

Хорошо, когда в городе есть Ананда центр, куда можно свободно прийти в любое время и, например, помедитировать или взять в библиотеке что-нибудь почитать, и свой ашрам на природе и недалеко за городом, да ещё и в горах.

В Индии Ананда центры это не просто название для солидности, это купленный или арендуемый дом, где нет хаотической энергии случайного места, где формируется устойчивая групповая аура, которая и притягивает богоискателей. 

На следующей неделе ребята из Пуны устраивают в ашраме ужин европейской еды, и в том числе русской. Это хорошая новость. Вот посидим и поедим вкусненько. А так как, гостей в этот сезон мало или нет вовсе, то компания будет «своей».

В этой местности я различаю три сезона. Сезон огня: с марта по середину июня. Сезон воды: с июня по сентябрь и сезон воздуха: октябрь—февраль, когда сухо и не пекло, и может быть даже холодно, но комфортно для европейца. 

Интересно наблюдать, как выращивают рис. Никогда не видел в живую. Поле в виде водоема плотно засеивают в центре, потом в воде вырастают саженцы. Через несколько недель саженцы выдергивают, распахивают на волах землю прямо в воде, и свободно по всему полю сажают саженцы. 

В Индии сложилась интересная языковая ситуация. В каждом штате (а их, кажется, 19) свой язык, причём люди, особенно малообразованные, не понимают друг друга. Но есть универсальный язык — английский. Все образованные люди легко говорят на английском, потому что в школах обучение проходит прямо на английском; и тем более в университетах. Так что индусы шпарят по-английски с детства.

И если люди из разных штатов или проще объяснить идею на английском, все легко переходят на универсальный язык. Это наследие британской колонизации. 

Так прошёл хороший тёплый день, на удивление сухой, если не считать утренний дождь, и крия-субботник. А день действительно задался тихий и светлый. И на следующий день, воскресенье, было реальное воскресение солнечной погоды.

Джай, гуру!

Сергей М.