Stacks Image 623

Йогананда так писал в книге Автобиография йога

Индийская духовная музыка

Stacks Image 1283


В Сама Веде содержится древнейшее в мире письменное изложение теории музыки. Музыка, живопись и театр считаются в Индии божественными искусствами. Первыми музыкантами были Брахма, Вишну и Шива – Вечная Троица. Писания говорят, что Шива в ипостаси Натараджи, или космического танцора, разработал бесконечные ритмические рисунки, соответствующие сотворению, сохранению и разрушению мира. Брахма и Вишну аккомпанируют ему, отбивая пульс времени, - Брахма на цимбалах, а Вишну – на мриданге, или священном барабане.

Богиня мудрости Сарасвати ассоциируется с виной – матерью всех струнных инструментов. Кришна, инкарнация Вишну, традиционно изображается в индийском искусстве с флейтой. Он играет на ней чарующие мелодии. Услышав эти звуки, человеческие души, блуждающие среди иллюзий майи вспоминают о своем истинном доме.

Основу индуистской музыки составляют раги, или устойчивые мелодические гаммы. Существует шесть основных раг и ста двадцать шесть производных рагинь (жен) и путр (сыновей). Каждая рага состоит минимум из пяти нот: ведующая нота (вади, или царь), второстепенная нота (амавади, или премьер – министр), вспомогательные ноты (аувади – слуги) и диссонансная нота (вивади – враг). Каждая из шести раг естественно соотносится с тем или иным временем суток, сезоном и божеством, которое наделяет рагу особой силой. Так, (1) хиндол рагу играют только на рассвете весной, чтобы вызвать в душах вселенскую любовь; (2) дипака рагу исполняют летним вечером, чтобы пробудить сострадание; (3) гера рага – полуденная мелодия сезона дождей, он должна вселять смелость; (4) бхайрава рагу можно слышать в августе, сентябре и октябре, эта мелодия несет покой; (5) шри рага припасена для осенних сумерек, он помогает обрести чистую любовь; (6) малкоунса рага звучит в зимнюю полночь и наделяет души доблестью.

Stacks Image 1320

Эти законы звукового союза человека с природой были открыты древними риши. Природа – это объективация АУМ, то есть Первичного Звука, или Вибрирующего Слова, поэтому человек способен управлять любыми явлениями природы при помощи определенных мантр, или песнопений. Исторические документы сообщают нам о некой сверхъестественной силе, которой владел Мийан Тан Сен, придворный музыкант при Акбаре Великом (XIVв). Однажды император велел ему исполнить ночную рагу при свете солнца, Мийан спел мантру, от звуков которой все окрестности дворца сразу же погрузились во тьму.

В Индии октава разделяется на двадцать два шрути, или четверть тона. Такое деление позволяет использовать в музыке тонкие оттенки звука, не передаваемые при помощи западной хроматической гаммы, состоящей из двенадцати полутонов. Каждая из семи основных нот октавы ассоциируется в индийской мифологии с тем или иным цветом и голосом птицы или животного: «до» - с зеленым и криком павлина; «ре» - с красным и с пением жаворонка; «ми» - с золотом и блеянием козла; «фа» - с желтовато-белым и с криком цапли; «соль» - с черным и трелью соловья; «ля» - с желтым и ржанием коня; «си» - сочетанием всех цветов и трубным криком слона.



В основе индийской музыки лежат семьдесят два тата, или гаммы. В распоряжении индийского музыканта – широкое поле для импровизации с традиционными мелодиями, или рагами. Сосредоточившись на определяющем настроении основной темы, он орнаментирует ее, и пределом служит лишь его собственная фантазия. Индийский музыкант не играет по нотам, он каждый раз облачает в новые мелодии каркас раги, при этом нередко ограничивается единственным мелодическим рисунком, оттеняя его при повторении все новыми тональными и ритмическими вариациями.

Бах, кажется, лучше других западных композиторов понимал очарование и силу многократного повторения тонких вариаций одной музыкальной темы.

В санскритской литературе описано 120 тал, или временных интервалов. Говорят, что общепризнанный основатель индийской музыки Бхарата выделил в пении жаворонка тридцать две разновидности тал. Талы, или ритмы, передают естественную продолжительность тех или иных движений человеческого тела: удвоенную продолжительность шага или утроенную продолжительность вдоха – выдоха во сне, когда вдох вдвое длиннее выдоха.

В Индии давно признано, что человеческий голос совершеннее любых музыкальных инструментов. Поэтому индийская музыка в основном ограничивается тремя октавами – именно таков средний диапазон голоса. По этой же причине мелодии (сочетанию последовательных нот) уделяется больше внимания, чем гармонии (сочетанию одновременно звучащих нот).

Stacks Image 1268

Индийская музыка – искусство субъективное, духовное и индивидуалистическое; ее цель состоит не в симфонической безупречности произведения, но в достижении личной гармонии со Сверх-Душой. Все знаменитые песни Индии были созданы истинными богоискателями. «Музыкант» - на санскрите бхагаватхар – «воспевающий Бога».

Эффективную форму йогического, или духовного обучения представляют собой санкиртаны (музыкальные собрания), где от присутствующих требуется глубокая сосредоточенность и погруженность в суть мысли и звука. Поскольку человек по своей сути есть вощение Творящего Слова, звуки оказывают на него самое интенсивное воздействие. Религиозная музыка Востока и Запада дарует людям такую радость именно потому, что своими вибрациями она на какое-то время пробуждает тот или иной из оккультных позвоночных центров. В эти блаженные мгновения к человеку приходят смутные воспоминания о его Божественном происхождении.