Stacks Image 1161

Существенно во время медитации сохранять взгляд выше горизонта, напрявляя его в точку между бровями.



Йогананда развеивает одно из заблуждений:

«Сосредоточьте взгляд на кончике носа», — эту ошибочную трактовку строки из Бхагавад-гиты, широко распространенную у Восточных пандитов и Западных переводчиков, Учитель критически высмеивал: Путь йога и без того достаточно своеобразен. А тут ему советуют развивать у себя косоглазие! Подлинное значение слова насикаграм — «начало носа», а не «кончик носа». Нос начинается в точке между бровями, где находится точка духовного зрения.

Сверхсознание


Довольно часто приходится слышать об «измененных состояниях сознания». При этом как бы подразумевается, что более высокие состояния сознания аномальны.
На самом деле есть лишь одно состояние сознания — сверхсознание. А «измененные состояния» — это как раз и есть наши сознание и подсознание, представляющие собой то, что осталось от сверхсознания при его нисхождении через фильтр мозга. Сверхсознание — это вечная реальность, это наше истинное и естественное состояние.

Есть все основания полагать — и это подтверждается опытом великих мистиков, «ученых» духовного мира, — что люди с их утонченной нервной системой обладают потенциалом для полного преодоления эгоцентрического сознания и достижения сознания космического.


Йогананда


В «Автобиографии йога» описывает божественное видение как «центр везде и границу нигде». Выходя из своего центра во внешнее материальное проявление, сознание лишь принимает видимость материальной ограниченности.
У людей сверхсознание тоже будто фильтруется через толстое, затемненное стекло. Человек не в состоянии достичь совершенства, направляя поток энергии и внимания вовне, так как это только продолжает процесс фильтрации. Достичь совершенства можно лишь обращением потока нашей энергии и сознания от объективного мира, каким его рисуют наши чувства, вовнутрь — к своему божественному центру.
В этом и заключается суть всех истинно духовных учений. Внешние практики и верования полезны только в той мере, в какой они вдохновляют нас на поиски своего внутреннего божественного центра. Именно его имел в виду Иисус Христос под словами «Царствие Божие внутри вас» (Лк.17:21).
Секрет преодоления своего эго заключается в ежедневной глубокой медитации.

Йогананда

сказал об этом так:
— В состоянии сверхсознания мне приходится напрягаться, чтобы помнить, какое тело сейчас считать моим. Я присутствую во всех телах!

Однажды он спросил у кого-то:
— У вас во рту сейчас кислый вкус, не так ли?
— Откуда вы знаете? — удивился тот.
— Я нахожусь в вашем теле точно так же, как и в собственном, — ответил учитель.


Свами Криянанда


Средоточием подсознательных впечатлений и инстинктивных тенденций является нижняя часть мозга. Здесь же, в медулле, заключается и центр всего, что закабаляет человека, — его эго. (Мой гуру говорил мне, что именно с медуллы начинается формирование человеческого тела после слияния сперматозоида и яйцеклетки.) А фронтальный отдел мозга служит средоточием интеллектуального, эстетического и духовного начала человека. Физиологически подъем человека в сверхсознание соответствует переносу центра осознанности в переднюю часть мозга, особенно в средоточие духовного зрения в точке между бровями. Сознание мирского человека тянется вовне из медуллы (обратите внимание, как эгоист запрокидывает голову назад, как бы утверждая кровный интерес к этой части своего тела!), тогда как сознание Мастера сосредоточено в расположенном между бровями центре Христа, или аджна чакре, и исходит оттуда. В действительности оба центра осознанности составляют одно целое: медулла как отрицательный полюс, а центр Христа — как положительный. Но до божественного пробуждения, при котором через медуллу устанавливается гармоничный поток энергии к центру Христа, эти противоположные полюсы считаются в йоге двумя различными духовными центрами.

В медитации старайтесь концентрировать сознание в точке между бровями. Не напрягайтесь (начинающие йоги медитируют иногда так, словно их мозг состоит из мышц, напряжением которых и достигаются нужные состояния!), но спокойно, с чувством радостного вдохновения, направляйте свою осознанность в эту точку. На самом деле при этом вы просто концентрируете в ней все больше и больше энергии мозга. Чем больше энергии собирается в этой точке, тем сильнее будет стимулироваться и пробуждаться эта часть мозга и тем более глубоким будет ваше духовное осознание. Когда Парамханса Йогананда был еще неофитом в ашраме своего гуру, то, чем бы он ни занимался, он в течение всего дня сознательно концентрировался в центре Христа. Он говорил нам, что таким способом можно очень быстро добиться божественного просветления. Но поскольку слово «энергия» ассоциируется с напряжением, я советую вам думать о концентрации в этой духовной точке своих мыслей и устремлений.

Основным проводником энергии мозга являются глаза. Загляните в глаза сильного, энергичного человека (в духовном плане, увы, глаза многих людей мертвы) и ощутите силу энергетического потока из них. Обратите внимание, что человеческие глаза словно излучают пылающий гнев, леденящее презрение, искрящийся смех, согревающую доброту и любовь. Так отчетливо эти психологические состояния проявляются только тогда, когда через глаза в изобилии протекает энергия, но этот энергетический поток не просто проявляет их, он утверждает их и тем самым помогает развивать их.
Следите же за тем, чтобы ваши глаза выражали только духовные качества, ибо каким вы видите мир, такими в буквальном смысле вы и станете.

Глаза не только отражают психологическое состояние, но и указывают в общем на ту часть мозга, где в данный момент пребывает сознание. Если, скажем, ум скользит в бессознательность и энергия сосредотачивается в нижней части мозга, то взгляд направлен вниз. При занятости мирской или иной деятельностью на сознательном уровне энергия сосредотачивается больше в средней части мозга, и взгляд естественным образом направлен больше вперед. В состоянии же сверхсознания глаза автоматически обращаются вверх.

До некоторой степени эти направления отражаются даже в состоянии нормального бодрствования. Мысленно отвлекаясь от реальности из-за уныния или усталости, человек смотрит, как правило, вниз. Если он отвлекается в размышлениях, то может смотреть вниз и слегка в сторону, как бы частично признавая объективный мир вокруг себя. Если он полностью взаимодействует с миром, то смотрит ему «прямо в глаза». Если же его вдохновляет что-то внутреннее, он смотрит вверх, а если что-то внешнее, то он может смотреть вверх по диагонали, как будто разрываясь между внешним сознанием и сверхсознанием.
Гораздо больше можно сказать о непроизвольных движениях глаз. Например, беспокойные и постоянно моргающие глаза указывают на беспокойный ум; спокойные, не моргающие глаза — на спокойный ум; широко раскрытые глаза — на пустой (или, иногда, затуманенный) ум. Глаза, которые с боков как бы вдавлены внутрь, выдают психологическое беспокойство; расслабленные по бокам — покой внутри; слегка выступающие по бокам — преданность и ощущение единства с Возлюбленным Господом. Бегающие глаза указывают на лживость — на нежелание прямо смотреть в лицо реальности. Обвисшие нижние веки свидетельствуют о психологической придавленности из-за болезни, усталости, рассеянности или отчаяния, а крепкие и слегка приподнятые нижние веки говорят об изобилии жизненных сил и ярком внутреннем ощущении здоровья. А взгляд, который, как правило, спокойно и отсутствующе направлен в сторону, указывает на интеллект, превышающий обычный уровень.

Садясь в медитацию, смотрите вверх, в точку между бровями. Не надо сводить глаза, просто направьте взгляд вверх и сфокусируйте его в точке не ближе поднятого большого пальца вытянутой вперед руки. Можно представить себе, что глаза располагаются только в верхней части глазных впадин.




Stacks Image 1586

Сверхсознание

— это тонкая линия осознанности, отделяющая сознание от подсознания. Точно так же Дух вечно покоится в средине между полюсами всех двойственностей. Закрытые глаза означают подсознание, открытые — бодрствование. Поэтому полузакрытые-полуоткрытые глаза с расслабленными и слегка приподнятыми нижними веками и с расслабленными же и слегка опущенными верхними указывают на состояние Сверхсознания.


Если вы сможете медитировать в этом положении, не отвлекаясь на внешние зрительные образы, оно принесет вам наибольшую пользу. (Поначалу веки будут, скорее всего, подрагивать, но с успокоением ума это прекратится). Если же это получается плохо, то удерживайте это положение какое-то время, а затем закрывайте глаза, направляя взгляд вверх. Но даже с закрытыми глазами думайте, что веки сомкнулись лишь потому, что полностью расслабились.

Любые восприятия в медитации фокусируйте в точке между бровями. (На самом деле, конечно, точка во фронтальной доле мозга, которую вам следует стимулировать концентрацией, находится за лобной костью.) Считайте, что всякий звук, который вы слышите, исходит из центра Христа, или мысленно свяжите его с этим центром. Точно так же относитесь к каждому ощущению, к каждой мысли. Все чувства своего сердца вдохновенно направляйте вверх, в точку между бровями. Постепенно, когда вы начнете чувствовать в себе блаженное присутствие Бога, вы поймете, что это врата, через которые душа общается с Богом.

Интуиция

Интуиция — это наставление души, являющееся в те моменты, когда разум человека спокоен. Почти каждому из нас случалось в жизни необъяснимым образом получать верную интуитивную «подсказку» в том или ином вопросе или без слов передавать свою мысль другому человеку.

Когда человеческий ум освобождается от своего «статического заряда» беспокойства, он обретает возможность выполнять любые функции сложнейших радиоприборов: посылать и принимать мысли, отсекая при этом все ненужное. Как мощность радиостанции связана с потребляемой ею энергией, так и эффективность человеческого радио определяется силой воли индивидуума.

Любая мысль остается вибрировать в космосе навечно. Благодаря глубокой концентрации мастер может поймать мысли любого человека — живого или мертвого. Истоки мысли не индивидуальны, но универсальны: истину нельзя создать, ее можно только воспринять. Любая ошибочная мысль является результатом несовершенства человеческого различения. Цель науки йоги — успокоить ум, чтобы он мог без искажений воспроизводить божественную картину вселенной.
Радио и телевидение мгновенно передают слова и облик человека прямо в дома миллионов людей — и это первый научный намек на то, что человек — всепронизывающий дух. И хотя эго самыми варварскими способами стремится поработить человека, тот все равно остается не ограниченным в пространстве телом, но вездесущей душой.

«Многие очень странные, изумительные и на первый взгляд невероятные вещи скоро получат научное обоснование и сразу же совершенно перестанут удивлять нас, — как мы не удивляемся тому, что поведала нам за последнее столетие наука, — сказал лауреат Нобелевской премии по психологии Шарль Робер Рише. — Как бы само собой разумеется, что те или иные явления не изумляют нас потому, что мы их понимаем. Но дело не в этом. Мы равнодушны не потому, что понимаем их, а потому, что привыкли к ним, ибо, если бы непонятное вызывало удивление, мы изумлялись бы всему; падению подброшенного камня; желудю, превращающемуся в дуб; расширяющемуся от нагревания ртутному столбику; притягиванию железа к магниту... Сегодняшняя наука — вещь довольно изменчивая.

Те поразительные истины, которые откроют потомки, доступны нашему взгляду уже сейчас. Они смотрят нам прямо в глаза, а мы их не видим. Мы не просто не видим — не хотим видеть, ибо, как только мы сталкиваемся с неожиданным и незнакомым фактом, мы тут же пытаемся как-то втиснуть его в рамки обыденности, в рамки общепринятых знаний, а если кто-то пытается экспериментировать дальше — возмущаемся».

Сверхсознание

- безграничная перспектива

Stacks Image 1582


Подсознание, сознание (бодрствующий ум) и сверхсознание можно представить в виде многоэтажного здания. В подвал - хранилище (наши привычки, тенденции, наклонности, автоматизмы и пр.). Бодрствующий ум ориентирован наружу однонаправлено, на органы чувств. Представьте, что можно увидеть с первого этажа: мусор, окурки и бутылки, если двор образцовый - цветочки и траву. Но по мере того, как мы поднимаемся, взгляд становиться все дальше и шире. Сверхсознание можно сравнить с тем, как если бы мы выбрались на смотровую площадку высотки. С такой высоты сознания вы уже не увидите то, что когда-то вам казалось таким очевидным. Картина будет совсем иной.

Парамханса Йогананда Автобиография йога

Из главы 9

— Не хочешь ли посмотреть биоскоп? — мне было странно слышать этот вопрос от такого затворника, как Учитель Махашая.

Словом «биоскоп» тогда в Индии называли кинематограф. Я согласился: какая разница, куда идти, лишь бы с ним. Очень скоро мы подошли к саду перед Калькуттским университетом. Мой спутник указал на скамейку возле голдиги, или пруда.

— Посидим тут несколько минут. Мой Учитель всегда советовал мне медитировать всякий раз, когда я вижу широкую гладь воды. Ее умиротворенность напоминает о необъятном покое Бога. Вода отражает предметы, а озеро Космического Разума — целую Вселенную, — так часто говаривал мой гурудева.

Через некоторое время мы вошли в университетскую аудиторию, где как раз шла лекция. Она оказалась бесконечно скучной, хотя докладчик и сопровождал свой рассказ слайдами — столь же неинтересными.

«Так это и есть тот биоскоп, который собирался мне показать учитель!» — мне не сиделось, но, чтобы не обидеть святого, я старался ни единым мускулом на лице не выдать своей скуки. Но он скоро сам склонился ко мне и прошептал:
— Вижу, маленький господин, тебе такой биоскоп не по душе. Я сказал об этом Божественной Матери. Она нас прекрасно понимает и пообещала мне, что сейчас пропадет электричество и не включится до тех пор, пока мы потихоньку не выйдем из комнаты.

Едва он дошептал эти слова, аудитория погрузилась во тьму. Скрипучий голос профессора на мгновение утих, а затем изумленно произнес: «Судя по всему, в этой аудитории электрическая система имеет какой-то дефект». Не успел он закончить свою фразу, как мы с Учителем Махашая были уже за порогом. Пройдя несколько шагов по коридору, я оглянулся и увидел, что на месте нашего мучения снова горит свет.

— Маленький господин, тот биоскоп тебя разочаровал, но, думаю, тебе понравится другой, — мы со святым стояли на тротуаре перед зданием университета. Он легонько хлопнул меня по груди в области сердца.

Наступила тишина, все изменилось. Подобно тому как современные звуковые фильмы становятся немым кино, когда выходит из строя звуковая аппаратура, так и Божественная Рука чудесным образом отключила все шумы мирской суеты. Пешеходы, трамваи, автомобили, запряженные быками повозки, металлические колеса наемных экипажей — все это двигалось совершенно бесшумно. Мои глаза будто обрели вездесущее око: то, что происходило позади меня и по бокам, я видел так же отчетливо, как и впереди. Вокруг беззвучным спектаклем разворачивалось действие маленького уголка Калькутты. И все это зрелище было пронизано сочным внутренним светом, как будто под тонким слоем пепла теплится жар догоревшего костра.

И собственное тело казалось мне всего лишь одной из теней, только оно оставалось неподвижным, а остальные безмолвно порхали взад и вперед. Ко мне приблизились и прошли мимо несколько приятелей, они смотрели прямо на меня, но не узнали.

Эта чудесная пантомима привела меня в невыразимый восторг. Я сделал щедрый глоток из некоего благословенного источника. Внезапно Учитель Махашая еще раз легонько хлопнул меня по груди. На уши снова обрушился ад мирской суеты. Я вздрогнул, будто с меня резко сдернули тонкую вуаль полусна, и вот уже руки не могут дотянуться до бокала с этим запредельным вином.

— Маленький господин, вижу второй биоскоп пришелся тебе по душе, — святой улыбался. Я хотел благодарно встать перед ним на колени. Но он сказал: — Не нужно. Ты ведь знаешь, что ты тоже — храм, в котором пребывает Бог! Я не позволю, чтобы Божественная Мать касалась моих стоп твоими руками!

Если бы кто-то наблюдал, как мы с учителем медленно идем по запруженному людьми тротуару, он наверняка подумал, что мы пьяны. Казалось, божественным хмелем были напитаны даже опускающиеся на город тени ночи. Когда темнота оправилась от ночного обморока, утро я встретил уже вне экстатического состояния. Но в моей памяти навсегда поселился святой образ ангелоподобного сына Божественной Матери — Учителя Махашая!