Stacks Image 250

Йога

Оставайтесь в вашей крепости Его присутствия…. Носите с собой ваш портативный рай.

Парамханса Йогананда


ЧТО ЭТО?

Слово «йога» буквально означает «единство».

Это единство можно понимать в разных смыслах. В философском смысле оно понимается как единение относительного, ограниченного «я» с Абсолютом «Я»; в религиозном как единение индивидуальной души с Бесконечным Духом; в психологическом как интеграция личности: состояние, в котором личность не живет больше в противоречиях с собой; в эмоциональном — как укрощение волн симпатий и антипатий, что позволяет в любых обстоятельствах полностью оставаться внутри себя (в своем внутреннем истинном я).

Подробнее о системе практик

Как любая точная наука, йога не знает ни временных, ни национальных границ. Выдвигаемая некоторыми несведущими писателями теория о том, что йога будто бы «не подходит Западным людям», не имеет под собой абсолютно никаких оснований. К сожалению, подобные взгляды принесли свои плоды, и многие искренние богоискатели отшатнулись от этого замечательного пути ко всеобъемлющему блаженству.

Йога, как техника, позволяет успокоить естественное брожение мыслей, которое объективно мешает людям всех народов постичь свою истинную природу — узреть в себе Дух. Йога подобна целительному свету солнца, она одинаково благотворна как для Западных, так и для Восточных людей. Мысли большинства из нас капризны и неугомонны, поэтому нам и нужна йога — наука обретения контроля над разумом.


Однако йогу очень легко неправильно интерпретировать. Тогда люди похожи на героев анекдота. Капитану корабля докладывают: Капитан, у нас две новости. Хорошая - наше судно идет на очень высокой скорости, еще не одно судно нашей категории не развивало такую скорость... И плохая - мы сбились с курса...

Однажды
Йогананда увидел неопрятного человека в грязной одежде, который гордо заявил, что практикует «непривязанность». «Но вы привязались к вашей неряшливости!» – воскликнул святой.

Поэтому как и любую науку, йогу нужно изучать системно, а также в теории и на практике. Йогананда говорил: не верьте мне на слово, практикуйте и проверьте, работает ли это для вас.

Патанжали

Йога читта вритти ниродх

Классическое определение йоге дал древний мудрец Патанджали.

Патанджали в Йога-сутрах писал:

«Йога — это нейтрализация волн чувств»

Йога-сутры Патанджали, сборник глубочайших афоризмов, тысячелетия считается основополагающим трудом по йоге. Слово «читта» (чувство) переводилось по-разному: «вещество ума», «сознание», «подсознание», «низший ум».

Много лет назад в серии лекций об «Афоризмах йоги» Патанджали Парамханса Йогананда указывал, что этими волнами в уме, которые опутывают нас наваждением и делают нас несвободными, являются, прежде всего, симпатии и антипатии, пристрастия и предубеждения сердца.

Слово «вритти» (вихри) буквально означает «водовороты» — вихревые порывы, которые, врываясь в ровное течение жизни, втягивают в абсолютно собственническую орбиту все, что нравится человеку. В результате его настолько поглощают эгоистические предпочтения и неприятие, что он больше не является сознательной частью потока. Мысли возникают в уме даже просветленных мудрецов, когда сами мудрецы того желают, но быстро угасают, потому что мудрецы не привязаны к ним.

Вступая в результате в священный жизненный поток Пранавы, или АУМ, йог сознательно сливается с безмолвным, бескрайним океаном Духа.

Йога и есть нейтрализация чувств, обусловленных эго, потому что, как только они стихают, йог осознает, что он един и всегда был един с Богом и что осознание им этой реальности ограничивалось лишь его страстной привязанностью к ограничениям.

Различные пути йоги, поэтому, следует понимать в связи с тем, как на них осуществляется нейтрализация волн чувств. Изводить себя благочестивым неистовством не значит практиковать бхакти йогу (реализацию йоги путем преданной любви). Тяжелый труд, даже ради благого дела, не есть подлинная карма йога (реализация йоги путем деятельности).

Одно лишь накопление знаний и интеллектуальное философствование — это не путь гьяна йоги (путь мудрости). По всем этим путям следует идти с твердым осознанием цели всех йогических практик: Йога читта вритти ниродх.

Более того, в этом и состоит истинная цель всех исканий. Афоризмы Патанджали приняты как основополагающее писание потому, что он говорит о понятных всем духовных истинах, а не описывает какие-то сектантские практики.

Каждый искатель истины, независимо от вероисповедания, достигнет со временем того же состояния божественного покоя и тишины, которое и есть йога.

Настоящий Мастер

Очень многие Западные искатели истины ошибочно полагают, что человек, способный красноречиво говорить или писать на метафизические темы, должен непременно быть духовным Гуру. Однако доказательством того, что человек является Мастером, может служить лишь его способность произвольно входить в состояние бездыханности и непрерывно находиться в нирбикальпа-самадхи.

Риши отмечали, что только эти достижения свидетельствуют о том, что человек «обуздал» майю — Космическую Иллюзию двойственности. Лишь такой человек достаточно глубоко постиг истину, чтобы сказать: «Экам сат» («Есть только Одно»).

«В Ведах говорится, что невежественный человек, который видит хотя бы малейшее различие между индивидуальной душой и высшим Я, подвергает себя опасности, — писал великий монист Шанкара. — Из-за двойственности, порожденной невежеством, человеку кажется, будто все вещи отличны от Я. Когда же все познается как Я, ни один атом не воспринимается отдельно от Я...

Едва прорастает знание Реальности, плоды прошлых действий уже не пожнешь, ибо тело нереально, — и нет больше сна после пробуждения».

Лахири Махасая

«Если ты не пригласишь Господа к себе в гости летом, не надейся, что Он придет, когда наступит зима твоей жизни».

Парамханса Йогананда


ЖИЗНЬ КАК ПОЛЕ БРАНИ

Подробнее о Битве жизни (Бхагаватгита)

Как сказал Иисус: «Не мир пришел Я принести, но меч» (Мф.10:34). «Бхагавадгита» описывает весь духовный путь как борьбу сил света и тьмы в сознании человека. (Поле брани, где Кришна беседует с Арджуной, это «поле» внутреннего сознания человека.) Подлинный духовный мир это не состояние пассивности как награда за долгие годы слез и страданий. Это, скорее, мир, который приносится победой, успешной борьбой и уверенностью в своей победе. Это не защитная стена, отгораживающая человека от ужасов жизни, а, скорее, ослепительный свет, изгоняющий эти ужасы в небытие, как электрический свет изгоняет из комнаты темноту.

Путь прогресса следует считать путем преодоления. Никому еще не удалось попасть в рай, катясь под гору. Напротив, путь сравнивают с восхождением на вершину, которая покоряется лишь после многих невзгод и лишений. Гора Кармель (так часто упоминаемая христианами) или гора Меру (о которой много говорят в Индии) это самые выразительные символы реального восхождения сознания внутреннего человека. Полное отсутствие искушений, разочарований и падений это не признак духовности. Их отсутствие характеризует, как правило, тех, кто вместо восхождения на гору предпочитает взбираться на муравейник. О духовном же росте свидетельствует решимость добиться успеха, которая крепнет с каждой неудачей, и подъем энергии, которой становится все больше с каждым препятствием, пока, наконец, ее не становится достаточно для преодоления сопротивления и дальнейшего восхождения к вершинам. «Святой», — любил повторять Йоганандаджи, — «это грешник, который никогда не сдавался».

Одна из трудностей духовного пути состоит в том, что в силу двойственности всего сущего, даже мучительные переживания содержат в себе элемент удовольствия. Хотя во время таких переживаний мы можем не получать от них удовольствия сознательно, невозможно отрицать, что мы с удовольствием говорим о них впоследствии и даже упиваемся ими, когда все уже в прошлом. И хотя верно и обратное, и во всех мирских радостях таится некоторая доля боли — например, боль от знания, что сегодняшний счастливый день сменится завтра серостью обыденного, рутинного существования, — все же в текущих удовольствиях достаточно наслаждения, чтобы отказываться от них. Трудно оторвать человека от привязанности к превратностям этого относительного и бесконечно противоречивого мира. Хотя духовная радость несравненно больше материального счастья, обычно даже стоящие на пути неохотно отказываются от низшего ради высшего.

Людям трудно представить, что меньшими радостями они наслаждаются с помощью той же самой энергии, которую используют для наслаждения трепетным и неразбавленным блаженством в Духе. Состояние духовной благодати не имеет никакой противоположности. В нем нет скуки. Йоганандаджи говорил, что у Бога «вечно новое» блаженство.


И мы познали любовь, которую имеет к нам Бог, и уверовали в нее. Бог есть любовь, и пребывающий в любви пребывает в Боге, и Бог в нем.
Иоан 4:16
Stacks Image 526

Первое послание к Коринфянам святого апостола Павла
ГЛАВА 13.

Если я говорю языками человеческими и ангельскими, а любви не имею, то я - медь звенящая или кимвал звучащий.

Если имею дар пророчества, и знаю все тайны, и имею всякое познание и всю веру, так что могу и горы переставлять, а не имею любви,- то я ничто.

И если я раздам все имение мое и отдам тело мое на сожжение, а любви не имею, нет мне в том никакой пользы.

Любовь долготерпит, милосердствует, любовь не завидует, любовь не превозносится, не гордится, не бесчинствует, не ищет своего, не раздражается, не мыслит зла, не радуется неправде, а сорадуется истине; все покрывает, всему верит, всего надеется, все переносит.
Любовь никогда не перестает, хотя и пророчества прекратятся, и языки умолкнут, и знание упразднится.

Ибо мы отчасти знаем, и отчасти пророчествуем; когда же настанет совершенное, тогда то, что отчасти, прекратится.

Когда я был младенцем, то по-младенчески говорил, по-младенчески мыслил, по-младенчески рассуждал; а как стал мужем, то оставил младенческое.

Теперь мы видим как бы сквозь тусклое стекло, гадательно, тогда же лицем к лицу; теперь знаю я отчасти, а тогда позна'ю, подобно как я познан.

А теперь пребывают сии три: вера, надежда, любовь; но любовь из них больше.






Если вы живете с Господом, вы будете исцелины от заблуждения жизни и смерти, здоровья и болезни. Пребывайте в Господе. Чувствуйте Его любовь. Ничего не бойтесь. Только в крепости Бога мы можем найти защиту. Тогда больше нет страдания, есть только рай радости Его присутствия. Когда вы с Ним, ничто не может вас затронуть.

Парамханса Йогананда