АВТОБИОГРАФИЯ ЙОГА ПАРАМХАНСА ЙОГАНАНДА

Эта книга повествует о жизни великого человека: в ней йог рассказывает о йогах, святой рассказывает о святых.

Она содержит энциклопедические знания науки и искусства Самореализации и, увлекая читателя в мир
йоги, раскрывает практические аспекты древнего знания, которое может применить каждый для гармонизации всех аспектов своей жизни.

Книга одухотворяет своей открытой любовью и дает возможность прикоснуться к
Сверхсознательному опыту не только отшельнику, но и мирянину.

Эта книга является классикой духовной литературы.
Вы можете приобрести ее в интернете или книжных магазинах.

Stacks Image 94

Автобиография йога

Йогананда о душе

Грубые люди редко (а может, и никогда) осознают, что тело — это царство, которым управляет Императрица Душа.

Она восседает на троне в палатах черепа и правит при помощи своих министров в шести спинномозговых центрах, или сферах сознания.

Под властью этой теократии находятся толпы подданных — двадцать семь тысяч миллиардов клеток (наделенных безошибочным, хотя, на первый взгляд, автоматическим разумом, позволяющим им выполнять в теле свои обязанности роста, трансформации и тления) и пятьдесят миллионов базовых мыслей, эмоций и фаз сознания, которые сменяются в человеке за шестьдесят лет, которые он в среднем проживает.

Любое явное неповиновение телесных или мозговых клеток Императрице Душе проявляется как болезнь или депрессия, и обусловлены не нелояльностью скромных граждан, а прошлыми или настоящими злоупотреблениями человеком своими способностями или свободной волей, данными ему навечно одновременно с душой.

Отождествляя себя с мелким эго, человек принимает как должное, что это именно он думает, желает, чувствует, переваривает пищу и поддерживает в себе жизнь, никогда не признавая даже в мыслях (а для этого нужно лишь немного подумать), что в своей обычной жизни он не более, чем марионетка своих прошлых действий (кармы) и природы, или окружения.

Интеллектуальные реакции, чувства, настроения и привычки любого человека — лишь следствия прошлых причин этой или предыдущей жизни. Однако его царственная душа выше таких влияний.

С презрением отвергая все преходящие истины и свободы, Крия-йог выходит за пределы всех разочарований к своей свободной Сущности. Писания говорят, что человек — это не тленное тело, а бессмертная душа.
Крия йога дает нам точный метод доказательства этой духовной истины.

Видьялая в Ранчи

Год спустя, в 1918 году, благодаря щедрости господина Маниндры Чандра Нанди, магараджи Кашимбазара, я сумел перевести свою быстро растущую группу в Ранчи.

Этот бихарский городок с целительным климатом расположен в двухстах километрах от Калькутты. Главный корпус новой школы, которую я назвал «Йогода Сатсанга Брахмачарья Видьялайя», разместился в кашимбазарском дворце в Ранчи.

Следуя идеалам риши (чьи лесные ашрамы были в древности еще и образовательными центрами, где индийская молодежь получала духовные и светские знания), я позаботился о том, чтобы большинство занятий проводились на свежем воздухе.

Обучение проводилось по программам начальной и средней школы. Дети изучают сельскохозяйственные, промышленные, коммерческие и общеобразовательные дисциплины.

Еще детей в Ранчи обучают йогической медитации и уникальной системе физического воспитания «йогода», принципы которой я открыл в 1916 году.

Поняв, что тело человека подобно электрической батарее, я подумал, что его можно подзаряжать прямым усилием человеческой воли.

Поскольку никакое действие, незначительное или масштабное, невозможно без проявления воли, человек может воспользоваться своей главной движущей силой (волей) для обновления тканей тела без всяких обременительных аппаратов или механических упражнений.

Поэтому я обучил учащихся в Ранчи простым упражнениям «Йогоды», благодаря которым жизненная сила, сосредоточенная в медулле, может быть тотчас сознательно пополнена из неисчерпаемого запаса космической энергии.

В результате тренировок по системе «йогода» ученики в Ранчи развивают в себе необыкновенную способность перемещать жизненную силу из одной части тела в другую и без труда принимать сложнейшие позы.

Они проявляют чудеса силы и выносливости, недоступные для многих взрослых. Мой младший брат Бишну Чаран Гош тоже некоторое время проучился в Ранчи и впоследствии стал широко известным культуристом в Бенгалии.

Он с одним из своих учеников совершил поездку по Западным странам, демонстрируя необыкновенную силу и контроль над мышцами. Профессора Колумбийского университета в Нью-Йорке и многих других университетов Америки и Европы были просто изумлены представленными им доказательствами власти разума над телом.

После первого же года работы в Ранчи мы получили две тысячи заявлений с просьбами о приеме новых учеников. Но школа, которая в то время существовала лишь в форме интерната, могла принять всего сотню детей. Однако вскоре мы разработали и программы дневного обучения.

В Видьялайе мне пришлось играть роль отца-матери для малышей и вдобавок решать массу организационных проблем. Мне нередко приходили на ум слова Христа: «Нет никого, кто оставил бы дом, или братьев, или сестер, или отца, или мать, или жену, или детей, или земли, ради Меня и Евангелия, и не получил бы ныне, во время сие, среди гонений, во сто крат более домов, и братьев, и сестер, и отцев, и матерей, и детей, и земель, а в веке грядущем жизни вечной».

Шри Юктешвар толковал эти слова так: «Богоискателю, который отказывается от обычного опыта брака и семейной жизни ради более широких обязанностей, касающихся всего общества в целом (а это и есть „во сто крат более домов, и братьев, и сестер“), — приходится совершать работу, нередко влекущую за собой непонимание мира и даже преследования. Но принадлежность к этой широчайшей семье помогает богоискателю победить свой эгоизм и в конце концов получить божественную награду».


Как-то в Ранчи приехал мой отец, чтобы дать мне свое родительское благословение, в котором он долго отказывал, обиженный моим несогласием занять должность в Бенгальско-Нагпурской железнодорожной компании.


— Сын, — сказал он, — теперь я примирился с твоим жизненным выбором. Радостно видеть тебя среди этих счастливых, полных энергии детей. Твое место здесь, а не среди безжизненных железнодорожных расписаний, — он кивнул на группу из дюжины мальчишек, которые везде ходили за мной по пятам. — У меня было всего восемь детей, — его глаза заблестели, — но я могу представить, каково приходится тебе!

Йогананда о Шри Юктешваре

В другой раз я мог бы огрызнуться, а тут просто вытер распухшее от слез лицо и покорно пошел на зов.

Мы с Хабу отправились на отдаленный базар в бенгальскую часть Бенареса. Когда мы закупили все необходимое, неласковое индийское солнце еще не дошло до зенита. Нам приходилось проталкиваться через пеструю толпу домохозяек, экскурсоводов, жрецов, непритязательно одетых вдов, величавых браминов и вездесущих священных коров. Повернув на ходу голову, я увидел ничем не примечательную узенькую улочку.

В конце ее стоял христоподобный человек в оранжевом одеянии свами. Казалось, мы знакомы с незапамятных времен, и я жадно впился в него взглядом. Но затем мною овладели сомнения.
«Ты с кем-то путаешь этого прогуливающегося монаха, — подумал я. — Давай, мечтатель, иди!»

Минут через десять мои ноги совершенно онемели. Они словно обратились в камень и уже не несли меня дальше. Я с трудом повернул назад — они пришли в норму, но, стоило мне развернуться обратно, чтобы идти своей дорогой, и ноги снова налились необъяснимой тяжестью.
«Святой магнетически притягивает меня к себе!» — с этой мыслью я водрузил все свои свертки на руки к Хабу, который только что изумленно наблюдал за моим причудливым топтанием, а теперь разразился хохотом.

— Что с тобой такое? Ты с ума сошел?
Я был настолько возбужден, что даже не огрызнулся, а просто молча понесся прочь.
Быстро, словно на сандалиях моих выросли крылья, я вернулся к узкому переулочку. Взгляд сразу нашел безмятежную фигуру человека, смотрящего в мою сторону. Несколько нетерпеливых шагов, и я у его ног.

— Гурудева! — передо мной было именно то божественное лицо, что являлось мне в тысячах видений. Эта львиная голова с пышной бородой, эти ниспадающие волнами волосы и эти исполненные покоя глаза, что так часто смотрели сквозь сумрак моих ночных грез, суля обещания, которые я не мог до конца понять.

— Дитя мое, ты пришел ко мне! — мой гуру снова и снова повторял эти слова по-бенгальски, его голос радостно дрожал. — Как много лет я ждал тебя!

Мы обрели единение в молчании. Слова тут были бы лишними. Красноречивая песнь текла беззвучно от сердца учителя прямо в сердце ученика. Антенна интуиции безошибочно указала мне, что гуру знает Бога и проведет меня к Нему. Тьма этой жизни рассеялась в хрупких рассветных лучах пренатальных воспоминаний. О, волнующая пляска времени! Неистовый хоровод прошлого, настоящего и будущего. Солнце уже не впервые видело меня у этих святых стоп!

Взявшись за руки, мы с гуру пошли в его временное пристанище в районе Рана Махал. Он ступал твердо, торжественно неся свою атлетическую фигуру. Высокий и стройный, в свои сорок пять он был деятелен и энергичен, как юноша. Его большие темные прекрасные глаза светились совершенной мудростью. Чуть вьющиеся волосы смягчали поразительно волевое лицо. Сила в этом человеке непостижимо сливалась с мягкостью.

Когда мы вышли на каменный балкон с видом на Гангу, он сказал ласково:
— Каждый мой дом будет твоим, и все мое — твое.
— Господин, я пришел к вам за мудростью и ради поиска Бога. Именно ради этих сокровищ я здесь!
Учитель снова заговорил лишь после того, когда вокруг, словно завеса, опустились быстрые индийские сумерки. Его глаза выражали бездонную нежность.
— Я дарю тебе свою безусловную любовь.
Драгоценные слова! Четверть века прошло, прежде чем я снова услышал подтверждение его любви. Учитель чуждался пылких фраз, океан его сердца жил тишиной.
— Будешь ли ты любить меня так же безусловно? — гуру глядел на меня по-детски доверчиво.
— Я буду любить вас, вечно, Гурудева!
— Обычная любовь эгоистична, она коренится в желаниях и их удовлетворении. Божественная любовь безусловна, ничем не ограничена и неизменна. От пронизывающего прикосновения этой чистой любви переменчивость человеческого сердца исчезает навсегда, — и он смиренно добавил: — Если когда-нибудь ты увидишь, что я отпадаю от осознания Бога, обещай, пожалуйста, положить мою голову к себе на колени и помочь мне вернуться к Космической Возлюбленной, которой мы оба поклоняемся.


Йогананда о Сверхсознании

О сверхсознании

— А что скрывается за темнотой закрытых глаз? — Эта любопытная мысль стремительно ворвалась в мой разум. И сразу же перед моим внутренним взором возникла невероятная вспышка света. Подобно уменьшенным кинокадрам на огромном сияющем экране внутри моего лба появились божественные образы святых,
медитирующих в горных пещерах.
— Кто вы? — спросил я вслух.
— Мы — гималайские йоги. — Трудно описать этот небесный ответ. Мое сердце затрепетало.
— О, я так хочу отправится в Гималаи и стать как вы! — видение исчезло, и в бесконечность стали расходиться концентрические кольца серебристого сияния.
— Что за дивное сияние?
— Я — Ишвара. Я — Свет. — Его голос был подобен раскатам грома.
— Я хочу быть единым с Тобой!

Из этого медленно тающего божественного экстаза я сохранил неразменное сокровище — жажду поиска Бога. «Он — непреходящая, вечно новая Радость!» — это воспоминание надолго пережило тот день экстаза.

Стив Джобс и Автобиография йога

Вы читали книгу "Автобиография йога"?

Стив Джобс читал и перечитывал. Он завещал раздать книгу на своих похоронах.

Путь Apple был определен ее знаменитым основателем Стивом Джобсом, который на протяжении всей своей жизни был вдохновлен Восточной духовностью.

В поездках у Стива всегда была копия оригинальной «Автобиографии йога» и каждый год он перечитывал книгу.

В его iPad была «Автобиография». На прощальную службу было закуплено 500 экземпляров «Автобиографии». В 1974 году после прочтения книг «Быть здесь и сейчас» и «Автобиографии йога» Джобс с другом отправились в Индию. Поездка оказалась полным разочарованием.

Он осознал: «Мы искали место, где можно было бы за месяц найти просветление». Хотя после возвращения он регулярно посещал группу дзен-медитации, в конечном итоге, наивысшим приоритетом его жизни стала работа.
Копии классического издания 1946 года «Автобиографии» Йогананды были розданы на мемориальной службе Джобса. Эта новость недавно вышла в интервью, и ее стоит посмотреть ютюбе. 

Марк Бениофф в этом видео предполагает, что ключами к успеху Стива Джобса были духовные качества, которые он развил в себе.

«Он отправился в Индию, — говорит Бениофф, — и его невероятным осознанием было то, что его величайшим даром была интуиция, и что на мир нужно смотреть изнутри».
Лес Кей был членом дзэндо в Лос-Альтос, когда Стив Джобс посещал группу. Он говорит, что Джобс был заинтересован в изучении своей духовности, особенно, когда он впервые вернулся из Индии.

Они подолгу беседовали на вечерних прогулках с лидером дзэндо, исследуя духовные темы. Казалось, Джобс был больше заинтересован в самой духовности, чем во внешней практике, но его духовная энергия нашла свое выражение, говорит Кей, в его работе.
Например, Джобс верил в возможность. «Он мог изобрести вещи, о которых никто никогда и не мечтал, — говорит Кей, — в его сознании не было никаких препятствий. — Он никогда не говорил: "О, нет, вы не сможете этого сделать"». Какая-то его часть всегда оставалась по-детски очень открытой.

Он был в состоянии принимать неудачи как благословение. На выступлении перед выпускниками Стэнфорда в 2005 году он сказал, вспоминая свое увольнению из Apple в 1985 году: «Бремя успешного человека сменилось легкомыслием новичка, менее уверенного во всем. Я освободился и вошел в один из самых творческих периодов своей жизни».
Он мог полностью сосредоточиться на своей работе, отдавая всю свою энергию. «Если вы что-то не любите, — говорил он, — значит вы не сможете сделать следующий шаг вперед».

Он высоко оценил внутреннюю свободу. «Я думаю, если вы делаете что-то, и это оказывается очень хорошо, то вы должны пойти дальше и сделать что-то еще более замечательное, не останавливаясь на достигнутом слишком долго.

Просто выясните, что впереди». Иногда он использовал мысль о смерти, чтобы освободиться от привязанности. «Помнить, что вы все равно умрете, — говорил Джобс, — это лучший способ не попасть в ловушку разума, что у вас есть, что терять. Вы уже голые. Нет причин не следовать своему сердцу».
Он глубоко ценил и доверял силе интуиции. «Ваше время ограничено, так что не тратьте его, живя чей-то чужой жизнью. Не попадайте в ловушку догмы, — которая говорит жить мыслями других людей.

Не позволяйте шуму чужих мнений заглушить ваш внутренний голос. И самое важное: имейте храбрость следовать своему сердцу и интуиции. Они каким-то образом уже знают, кем вы действительно хотите стать. Все остальное вторично».
Хотя, возможно, Джобс и не был силен или последователен в практике этих принципов в своей жизни, но эти качества являются духовными. Каждый человек может найти в его высказываниях определенный уровень понимания того, о чем говорится во всех великих религиях. Например, Свами Криянанда, прямой ученик Йогананды и основатель Ананды, рекомендовал чаще напоминать себе о смерти. «Каждый раз, когда вы умываетесь, подумайте, например о руке, — что эта часть тела не навсегда ваша. Скажите себе, как бы с благодарностью: "Когда-нибудь эта рука станет пеплом или пылью"».

Кроме того, совет не жить «чужой жизнью», это практически отрывок из Бхагавад-гиты, где Кришна наставляет следовать своей собственной дхарме, а не жить чужим мнением.
Джобс перечитывал «Автобиографию йога». Возможно в момент смерти, кое-что для него прояснилось. Накануне он сказал своей сестре, что собирается в лучшее место. Его последними словами были: «Ух ты! Вот это, да! Вот это, да!»